01.08.2024 г.
Рисуем животного в мультипликационном стиле: как создавать тени

Светотень является одним из первых навыков, которому учат в академическом рисунке. Но используя элементы стилизации, а также компьютерную графику вместо традиционной, можно значительно разнообразить данный этап работы. Давайте разберёмся в этом вопросе вместе с XPPen. И в этой статье мы поделимся маленькими хитростями как подружится с тенью.

Зачем вообще нужна тень? 

Дело в том, что тень, как и свет, помогают нашему глазу видеть предметы и их форму. Представьте, если мы положим шарик на стол и выключим весь свет. Мы ничего не увидим, только некий круглый силуэт без объёма. 

Конечно, тени не всегда являются обязательной частью рисунка, особенно когда мы занимаемся стилизацией или упрощением. Мы можем лишь наметить основные цвета, но не придавать объём. Все зависит от целей, которые вы хотите достичь в итоге. К примеру, в комиксах или манге часто используется простой цвет без использования светотени. 

Тень. Что это такое и с чем её едят? 

Тень представляет из себя ту часть объекта, куда свет не попадает. Может быть мягкой или с ярко выраженными краями. В первом случае мы используем мягкие кисти для создания плавного перехода. Для чёткого края света и тени необходима кисточка с жёсткими краями.
На примере ниже можно увидеть, как меняется изображаемый объекта со светотенью и без неё.

1.jpg

Рассмотрим одну из хитростей в рисунке, решить которую нам помогут тени. Вы же знаете, что белый цвет не может быть белым в тени. Он обязательно приобретёт тот или иной оттенок. Он может быть как тёплым, так и холодным, в зависимости от задумки и атмосферы работы.

 2.jpg

Как можете заметить, я рисую теневые участки сплошным единым пятном. Под ним могут быть различные цвета основы. И чтобы не подбирать теневой цвет для каждой детали, мы будет использовать для тени отдельный слой с параметром наложения «Умножение». Данная функция есть практически во всех графических редакторах. Это значительно упростит работу и сэкономит время. Так как такой слой всегда можно быстро отредактировать, подвигать ползунки цветового слоя и насыщенности. И, что самое главное, позволит легко менять цвета основного рисунка и даже поменять оттенок тени с тёплого на холодный и наоборот. Поэтому советую разделять работу по слоям. 

Сегодня с помощью программы Paint Tool Sai 2 и графического планшета XPPen Deco L мы создадим иллюстрацию с маленьким пуделем. Покажу вам, как можно использовать тени для создания шерсти животного. 

1. Запустим программу и создадим файл размером 20х20 см. Данный размер лично я считаю универсальным. Он достаточно большой, чтобы использовать изображение в дальнейшем для печати на различных носителях. А квадратный формат позволит публиковать вашу работу в различных социальных сетях, ведь многие из них используют именно квадратный формат публикаций.

 3.jpg

2. Настроим кисточку для эскиза в панели кистей, она находится под цветовой палитрой.  Параметры:

- режим «Обычный»;
- жёсткость «Максимальная»;
- размер 20, минимальный 25%;
- плотность 80, минимальная 20%;
- в графе «Смешивание» нам нужна только «Стойкость» в 50 и «Давл. размытия» в 50, остальное на 0;
- ставим галочки на пунктах «Размер» и «Плотность».

Сразу подскажу, как изменить кисточку в будущем - во всей дальнейшей работе она будет одна и та же, и для работы над контуром, и при покрасе. Параметр «Плотность» и «Минимальная плотность» нужно будет выставить на 100%.

4.jpg

3. О работе со слоями в программе SAI я уже рассказывала в статье «Стилизация животных в цифровом рисунке».

Лишь напомню, что для удобства я каждый цвет помещаю на отдельный слой. Да, их может получаться очень много, поэтому иногда объединяю несколько слоев в один. Но многослойность позволяет быстро вносить изменения в оттенки и не выкрашивать кропотливые детальки заново, если мы рисуем всё на одном слое. 

Для начала нам, как обычно, необходим эскиз. Наш пудель будет стилизованным и мультяшным. Специально увеличим пропорции головы, сделав её больше. Так персонаж будет казаться более детским и милым. То есть голова будет занимать примерно одну треть всего тела животного. 

Начинаем эскиз с простых форм, набросав позу для персонажа. Прямо смотрящая моська, поджатые передние лапки и пушистые ушки. Используя простые формы вам так же будет проще вносить правки и менять положение лапок, хвоста и тельца.

5.jpg

4. После того, как мы нашли нужную нам композицию, поработаем над шерсткой и деталями головы. У пуделей пушистая шерсть с завиточками, как у овечек. Пушистыми, словно облака. Делаем только внешние линии, очерчивающие тело собаки в общем. Внутри нам понадобится пустое пространство. Не мельчите слишком сильно. Создайте крупные витки, объединив множество шерстинок в один массив. В стилизации не нужно прорисовывать достоверно каждую деталь, главное передать общий характер.

6.jpg

5. Весьма занимательный этап работы – прорисовка лайна (контура), который мы так же не забываем делать на отдельном слое поверх эскиза. Примечательная деталь, в программе SAI есть параметр под названием «Сглаживание», который находится в верхней панели меню. Он необходим, чтобы линии, проведённые вами, стали более гладкими. Попробуйте подвигать этот показатель и посмотреть, как меняется линия. Этот инструмент будет полезен так же новичкам, чьи движения могут быть пока не очень уверенными.

7.jpg

6. Следующим шагом в отдельной папочке «Покрас», которую поместим под контурной, аккуратно покрасим нашего пуделя так, чтобы за края контура ничего не выходило. Далее мы будем создавать новые слои поверх первого и использовать галочку на пункте «Прикрепление», что позволит нам рисовать на основном цвете, но не заходить за контур. 

Данные собаки бывают разных окрасов: чёрный, белый, серый, тёмно-коричневый. В нашем случае я выбрала средний коричневый цвет, словно хлебушек или печенье. Ещё этот цвет больше ассоциируется с плюшевой игрушкой.

8.jpg

7. Мы добрались до основного этапа работы, который нас интересует в данной статье. С помощью теневых участков прорисуем шубку у собаки. Таким образом, без прорисовки каждой отдельной шерстинки, создадим массив завиточков, который так же придаст объём нашей собаке. 

Теневые участки создаются на отдельном слое, который будет находиться поверх всех остальных. Для него ставим режим наложения «Умножение». Благодаря такой возможности программы, мы сможем взять только один цвет и покрасить им полностью всего персонажа, не подбирая отдельно цвет тени для каждого оттенка. 

Тень будет тёплой, соответственно на палитре выбираем тёплый серовато-коричневый. Если вы хотите сделать иллюстрацию в более холодных тонах, следует взять голубоватые или холодные базовые цвета.

9.jpg

Поближе рассмотрим, как рисовать шерстинки. В нашем случае это кудряшки, требующие округлых линий. Потихоньку, кусочек за кусочком, добавляем теневых пятен по форме завиточков. При этом, в полностью теневых участках, целиком заливаем их цветом. Шерстинки будут более выраженными на стыке света и тени.

Так же оставьте чистыми световые участки. Так они будут казаться ещё более светлыми и не забьют лишними деталями иллюстрацию. Упрощение форм и линий в стилизации позволяют придать работе простоту, но хорошую узнаваемость объекта.

10.jpg

8. Получив первый теневой слой, немного углубим тени с помощью второго слоя с режимом наложения «Умножение». Непрозрачность первого слоя уменьшим до 80%, второй оставим 100%. Цвет кисточки оставляем тот же. Слегка потемнее обозначим шёрстку в районе ушей и тельца, в местах сгиба.

И вот, пудель выглядит как настоящий пушистый зверь. И всё это с помощью использования теневых пятен. Подобным образом можно изобразить любую текстуру животного, будь то длинная шерсть, чешуя или даже перья. Наметив основные характерные особенности, мы добьёмся похожего образа.

 11.jpg

9. Осталась пара шагов до завершения иллюстрации. К теневым участкам добавим несколько световых пятен. Создадим два слоя, но уже с режимом наложения «Overlay». Кисточка обычного белого цвета. Для шёрстки непрозрачность в 20%. Небольшими округлыми линиями наметим светлые шерстинки. Не увлекайтесь слишком сильно. Шерсть не должна получиться сверкающей. Она должна быть мягкой и едва заметной. А вот для языка и жетончика непрозрачность слоя оставим побольше в 50%, так как мокрый язык и металлический жетон отражают более яркие блики.

12.jpg

10. Финальный штрих. Вернёмся в папку «Контур». Создадим новый слой с галочкой «Прикрепление», что позволит сделать контур цветным, но не залезать за его пределы. Понадобятся коричневые оттенки, темнее основных цветов собаки. Поэкспериментируйте, добавьте в светлых участках более светлые оттенки контура. Чтобы контур был неоднородного цвета. Так рисунок станет более «живым», по сравнению с чёрным контуром.

13.jpg

Крошка-пудель готов выпрыгнуть с экрана и отправиться в приключения! Сегодня мы узнали, что с помощью тени можно не только показать глубину предмета, но и использовать её в целях стилизации. Подобным образом вы можете нарисовать практически любое животное. Попробуйте изобразить вашего домашнего любимца, если он у вас есть, и использовать тени для создания текстуры его кожного покрова.

Вместе с XPPen впереди нас ждёт ещё несколько интересных тем и секретов рисования, которые помогут вам работать продуктивно и креативно.

14.jpg

Также по теме свето-теней рекомендую прочитать статьи «Как нарисовать стеклянную вазу» и «Учимся рисовать натюрморт на графическом планшете XPPen».

Автор: Анастасия Юхновец 

Другие статьи

10.01.2025
Рисуем стикеры для соцсетей вместе с Фениксом

Давайте разберёмся, как передать эмоции и создать классные стикеры для социальных сетей.

30.12.2024
Рисуем открытку со змеёй - символом 2025 года

Предлагаем вам нарисовать вместе с нами открытку в подарок на Новый год.

12.12.2024
Поможем выбрать подарок на Новый год 2025

XPPen — идеальный подарок на Новый год для творческих личностей и любителей цифровых технологий.