Свет и тень не могут существовать друг без друга. Сегодня мы с вами поподробнее поговорим о светлой стороне, которая делает наш рисунок ярким, красочным, искрящимся на солнечных лучах.
При стилизации животного (как и любого другого объекта рисования), в том числе в мультипликационном стиле, изображение световых участков объекта так же несколько меняется. В зависимости от того, насколько сильно мы упрощаем рисунок, прорисовка светотени может стать таким же интересным процессом творчества. Где-то мы лишь слегка обозначим падающие лучи солнца с помощью одного мазка кисти. А в другом месте нам может понадобится несколько слоёв.
Для данной цели нам понадобится такая функция графического редактора как наложение слоёв «Overlay». Данная функция есть практически во всех редакторах, где есть работа со слоями. Мы же воспользуемся программой Paint Tool Sai 2. Стандартно для тени я использую только белый цвет, без каких-либо прочих цветов и оттенков.
«Подопытный кролик» нашей работы – это лягушка под название мантелла. Маленькая крошка размером всего 2-3 см. Имеет яркую окраску различных вариаций. Нас интересует чёрное тельце с зелёными пятнами, и оранжево-чёрными лапками. Советую посмотреть в интернете варианты раскраски, чтобы вам было легче сориентироваться.
Конечно же нам не обойтись без графического планшета. Данный рисунок можно выполнять совершенно на любой модели, подойдёт как для начинающих, так и для опытных пользователей. Моим помощником стал планшет XPPen Deco Pro MW (2-го поколения).
1. Для начала нам понадобится создать новый холст размером 20х20 см и разрешением в 300 dpi (pixels/inch). Так же настроим кисточки для дальнейшей работы. В своём примере я использую самые простые кисти, точнее одну - жёсткую кисточку, которая следует со мной на протяжении всей работы: для эскиза, для контура, для покраса. В процессе лишь слегка меняются её настройки.
Настроим кисточку для эскиза в панели кистей, она находится под цветовой палитрой. Параметры:
- режим «Обычный»;
- жёсткость «Максимальная»;
- размер 20, минимальный 25%;
- плотность 80, минимальная 20%;
- в графе «Смешивание» нам нужна только «Стойкость» в 50 и «Давл. размытия» в 50, остальное на 0;
- ставим галочки на пунктах «Размер» и «Плотность».
Сразу подскажу, как изменить кисточку в будущем (для контура и покраса): параметр «Плотность» и «Минимальная плотность» нужно будет выставить на 100%.
2. Создаем новый слой. Эта кнопочка находится на панели слоёв и выглядит как пустой белый листик с загнутым уголком. Для эскиза можно взять любой цвет кисточки.
Работая от простых форм, набросаем основные детали, чтобы посмотреть, как разместить тело и композицию рисунка. Персонаж будет сидеть боком к зрителю. Чтобы занять пространство, сзади наметим место под листья.
3. Добавим больше деталей. Лягушки похожи на пирожки с лапками. Они имеют круглые и местами угловатые формы. Но углы при этом так же должны иметь округлые линии. Лягушка будет будто стоять на поверхности, поэтому нижняя часть лапок будет сливаться в одну линию.
Подробнее о лапках. Представьте, что они изгибаются словно фасолинки. Разделите передние условно на две части, а задние на три. Попробуйте согнуть их в разном порядке. Согнутые лапы лягушки выглядят очень компактно.
4. Растения на заднем плане могут быть на ваш вкус совершенно разными. При желании можно даже добавить цветы и получится настоящая принцесса-лягушка. По ходу создания рисунка вы можете удалять ненужные или не получившиеся слои. Для удобства лично я использую достаточно большое количество слоёв. Как для эскиза, так и для цветовых пятен, где каждый цвет на отдельном слое.
6. Эскиз готов. Уменьшите непрозрачность его слоя примерно до 20%, чтобы эскиз был слегка виден. Создадим новый слой сверху, непрозрачность кисточки увеличим до 100%, такая кисть понадобится нам для создания контура. Аккуратными и плавными движениями обрисовываем эскиз. Не трогайте только линии узора на теле. Его мы сделали для удобства, чтобы понимать рисунок на теле персонажа.
7. Видимость слоя с эскизом убираем, нажав на символ глазика рядом. Под ним создаем новый слой. Для удобства поместим его в папочку. Чтобы создать папку, нажмите на соответствующий символ в виде папки на панели слоёв. Назовём группу «Покрас». Так нам будет проще ориентироваться в слоях.
Всё той же кистью зальём цветом область внутри контура. Чтобы рисовать поверх цветового пятна и не залезать за контур, создав поверх новый слой, нажмите галочку рядом с пунктом «Прикрепление».
Как говорила выше, стараюсь размещать каждый новый цвет на новом слое. При этом ничто не мешает вам рисовать на одном слое. Это может быть необходимо, если у вас слабый компьютер и программа начнёт тормозить от большого количества слоёв.
В первую очередь я прорисовываю детали глазика.
8. Хочется сделать носик лягушки чуть светлее, но, чтобы был более плавный переход. Для этого в нашем арсенале иногда может понадобится кисточка со слегка изменёнными параметрами, которую я назвала «Блэнд»:
– режим «Обычный», жёсткость «Средняя»;
– размер 120%, минимальный 50%;
– плотность 100%, минимальная 0%;
– смешивания 0%, растворение 65% стойкость 50%, давление размытия 50%;
– галочки на пунктах «Размер», «Плотность», «Смесь».
Аккуратными движениями добавим светло-серый цвет на мордочке лягушки. Далее возьмём обратно обычную жёсткую кисть и добавим яркий узор на теле.
9. Продолжаем добавлять цветовые пятна. Чуть больше оттенков на цветным узорах лягушки. А также немножко жёлтого и тёмно-синего на листья. С помощью кисточки бленда можно добавить переход от оранжевого к желтому на задней лапке. Чтобы рисовать на новом слое и при этом не залезать за края контура, зажмите клавишу Ctrl и слой с узором. Так появится выделение, благодаря которому кисть будет рисовать только в выбранной области.
10. О тенях и их создании мы уже говорили в предыдущей статье, которую можно почитать по ссылке: https://xppen-shop.ru/news/stati-i-obzory/risuem-zhivotnogo-v-multiplikatsionnom-stile-kak-sozdavat-...
Предлагаю сначала поработать над листьями. Добавим немножко теней с помощью слоя с режимом наложения «Умножение», взяв холодный серый цвет. Нам нужны тени, чтобы отделить листики друг от друга. Для этого понадобится два слоя с непрозрачностью около 70%. Непрозрачность можно и вовсе не менять. Всё зависит от оттенка, который вы возьмёте и насколько тёмную тень вы хотите сделать.
И, конечно же, прорабатываем световые слои, к которым мы применим режим наложения «Overlay». Их непрозрачность так же можно регулировать, создавая более яркое или тусклое световое пятно. Чуть-чуть наметим белым блики на листьях.
Чем ярче будет белый цвет, отражаемый от персонажа или предметов, тем более его текстура будет гладкой, отражающейся или даже мокрой. К примеру, если мы рисуем шершавую матовую поверхность, то световые пятна у нас будут едва заметны и плавно перетекать в тень.
11. Перейдём к мантелле. Для начала так же добавим теневые участки тельца с помощью слоя с режимом наложения «Умножение». В зависимости от того, возьмёте вы тёплый или холодный оттенок цвета, ваша тень и рисунок в целом будет выглядеть по-разному.
12. Мы дошли до интересующей нас части статьи. Что же делать со светом и персонажем при помощи элементов стилизации? Мы будем использовать исключительно жёсткую кисточку, чтобы края были чёткие. Если взять мягкую кисть, мы начнём всё размазывать, и тогда наш рисунок будет совсем в другом стиле, его можно легко испортить. Используя в работе только жёсткую кисть нам удастся придерживаться в работе единого стиля. Он чем-то похож на векторную графику в таком виде.
Также мы будет объединять световые пятна в большие куски. Не стоит сильно мельчить с деталями. Сначала мы обозначим большие детали кожного покрова. Так как лягушка склизкая, то световые пятна могут располагаться по всему телу и быть довольно яркими.
Нам понадобится три слоя. Самым ярким в 100% непрозрачности наметим край формы. Одной линией проведём по верхним частям тела. И два слоя чуть менее яркие. Ими как раз отметим световые пятна на самом теле.
13. Но как сделать, чтобы персонаж сверкал, блестел, переливался? Создадим ещё два слоя с параметром наложения «Overlay». Один в 100%, второй в 46%, цвет белый. И маленькими точечками потыкаем в самых светлых деталях. Помним, что сем сильнее мы нажимаем пером графического планшета, тем больше получается у нас точка.
Взгляните, как преобразилась лягушка. Она будто заиграла новыми красками. В качестве эксперимента можете взять не белый цвет, а жёлтый, светло-розовый и так далее, так световые пятнышки станут ещё более сверкающими разными оттенками.
14. Заключительной деталью покраса можно добавить такие же пятнышки, но теневые. Для чего понадобится новый слой «Умножение» и сероватый оттенок кисти.
15. Добавить ещё больше живости рисунку может цветной контур. Для этого вернёмся к самому верхнему слою с контуром рисунка. Создадим сверху новый слой, прикрепим его. Выбирая чуть более тёмные цвета, чем основа, разукрасим контур.
16. Лягушка готова. Чтобы заполнить пустые части на фоне можем добавить кусочек неба. В программе SAI есть возможность использовать простые формы. Их панель находится под цветовым кругом. Зайдём в неё и выберем круг. Будем использовать его как основу, а сверху «прикреплять» слои. С помощью белой кисточки нагоним облаков. И не обойтись без пары галок-птичек. На этом иллюстрацию можно считать законченной.
Таким образом с помощью света можно подчеркнуть особенности изображаемого персонажа, такие как блестящая влажная кожа лягушки-квакушки. Изображение световых пятен с использованием стилизации становится ещё одним приёмом в создании оригинального рисунка.
Свет может по-разному играть на тех или иных предметах, менять своё местоположение в зависимости от источника света. С помощью света так же можно изображать текстуру - как в нашем примере. Подобным же образом создаётся чешуя у змей или подчёркивается объем шерстинок.
Рисунок может хорошо смотреться и без светотени, но именно она помогает создать особую атмосферу иллюстрации. Будет она холодная и мрачная, или яркая и жизнерадостная, зависит от выбранных вами элементов света и тени.
Автор: Анастасия Юхновец
Другие статьи
Фирменные кабели USB от дисплеев XPPen могут теряться, повреждаться, быть погрызенными котиками. Как грамотно выбрать новый?
Мы знаем, что выбор правильного программного обеспечения — это сложное решение, и мы постарались раскрыть особенности каждой из них.
Новая версия драйвера для дисплеев Artist 2-го поколения теперь имеет возможность настройки цветовой температуры и цветов.